Часто задаваемые вопросы

1. Можно ли оплатить за услуги ЖКХ заранее, авансом?

Авансовый платеж за ЖКУ предусмотрен, и по вашему заявлению в Управляющую компанию составят авансовый счёт-квитанцию на период, который вы планируете отсутствовать. Оплатив его, можно спокойно уехать в отпуск или в командировку! А по возвращению - сделать сверку, поскольку практически весь жилой фонд оборудован приборами учета жилищно-коммунальных ресурсов, и соответственно выставленные по показаниям приборов счета могут колебаться и в сторону уменьшения, и в сторону увеличения. При этом жители, у которых в квартире есть Индивидуальные приборы учета водопотребления подобные «непостоянства» в цифрах могут отследить самостоятельно.

2. Какие нужно предъявить в УК, чтобы доказать свое временное отсутствие и на этом основании потребовать перерасчет?

Согласно п. 56 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 (от 6 мая 2011 г.), документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, могут являться:

  • копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;
  • справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;
  • счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
  • справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания;
  • справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
  • иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.


ВНИМАНИЕ! Если вы занимались огородом на собственном дачном участке, документом о вашем отсутствии, согласно письму Минрегионразвития, с августа 2008 года будет являться только справка из местной сельской администрации.
Сотрудники УК имеют право на проверку подлинности и достоверности документов, вплоть до направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.

3. Каким образом производиться перерасчет за услуги ЖКХ, если не был дома более 5 дней?

Перерасчет платы за коммунальные услуги производится в случае, если Вы уезжали на период более пяти полных календарных дней подряд и не только на дачу или в отпуск. Стационарное лечение, командировки и другие причины вашего отсутствия дома постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 определяются как «временное отсутствие», за период которого может быть осуществлен перерасчет платы за коммунальные услуги.

Однако необходимо помнить, что в перечень услуг, подлежащих перерасчету, входят: холодное водоснабжение; горячее водоснабжение; водоотведение (канализация); газоснабжение. Другие виды услуг перерасчету в связи с временным отсутствием по месту жительства не подлежат.

Сейчас, когда практически 100% домов оборудованы общедомовыми приборами учета, жители оплачивают услуги водоснабжения исходя из фактического потребления этих услуг. Не пользовались горячей водой – не придется и платить в полной мере. Если в вашей квартире установлен индивидуальный прибор учета воды (ИПУ), никаких перерасчетов не потребуется, и не придется платить за воду, которую вы не потребляли.

Тем, у кого еще нет в квартире счетчика на воду, вернувшись из отпуска, необходимо вовремя (в течение месяца после окончания временного отсутствия) подать заявление на перерасчет коммунальных услуг за период временного отсутствия, и в течение 5 рабочих дней на основании вашего письменного заявления специалистами УК будет осуществлен перерасчет коммунальных услуг. При этом перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день возвращения.

Вместе с заявлением в УК района необходимо предоставить документы, подтверждающие сам факт временного отсутствия. Таким подтверждением могут быть именные проездные документы в оба направления, командировочное удостоверение. В том случае, если вы отдыхали в санатории или проживали в гостинице, необходимо получить справки из этих учреждений, подтверждающие ваше пребывание там, в обозначенный период. Если же вы занимались огородом на собственном дачном участке, документом о вашем отсутствии согласно письму Минрегионразвития, с августа 2008 года теперь будет являться только справка из местной сельской администрации.

Предупреждаем, что УК вправе снимать копии с предъявляемых документов и проверять подлинность документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений. В том числе направлять официальные запросы тем, кто их выдал. Согласитесь, трудно поверить в подлинность сразу 250 справок, заверенных одним и тем же председателем дачного кооператива, решившего по итогам прошлого дачного сезона «помочь по-соседски» и наштамповавшего всем подряд «справки» о временном отсутствии.

4. Какое основание для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг?

  • Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 153 ЖК РФ).
  • Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (п.1, ст.155 ЖК РФ)
  • Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. (п.2 ст. 155 ЖК РФ)
  • Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. (п.7,ст.155 ЖК РФ)
  • Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (п.11,ст.155ЖКРФ)
  • Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору (Управляющей компании) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается. (п.14,ст155ЖКРФ)


Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Нормативы устанавливаются (пункт 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением РФ № 354 (от 6 мая 2011 г):

  1. в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения – куб. метр на 1 человека;
  2. в отношении электроснабжения – кВт/ч на человека;
  3. в отношении отопления – Гкал на 1 кв. метр общей площади жилых помещений;
  4. в отношении газоснабжения:
    • для приготовления пищи и (или) подогрева воды – куб. метр на 1 человека;
    • для отопления – куб. метр на 1 кв. метр общей площади жилых помещений.

То есть, все нормативы для оплаты коммунальных услуг установлены из расчета на человека, и только норматив для отопления – на метры.

При рассмотрении вопроса об оплате коммунальных услуг необходимо разделить на 2 больших блока:

  1. Оплата коммунальных услуг при отсутствии приборов учета
  2. Оплата коммунальных услуг при наличии приборов учета.


Так, при наличии индивидуальных приборов учета в жилом помещении –
Потребитель оплачивает услуги холодного и горячего водоснабжения, канализации по показаниям квартирных приборов учета воды с момента ввода их в эксплуатацию (пункт 16 Правил предоставления коммунальных услуги гражданам, утвержденных постановлением РФ № 354 (от 6 мая 2011 г.)) (далее – Правила).
Следовательно, при наличии индивидуальных приборов учета, начисления производятся по их показаниям и недоборов (либо «перекладывания» платежей на других жильцов дома) не возникает.

При отсутствии приборов учета.
При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется (пункт 19 Правил) путем умножения норматива потребления на цену (тариф) и на количество человек, проживающих в жилом помещении (или количество кв. м жилого помещения – для отопления).

Кроме того, при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома (пункт 20 Правил) размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются:

  1. для холодного водоснабжения и горячего водоснабжения – расчетным путем исходя из нормативов водопотребления, а при их отсутствии – в соответствии с требованиями строительных норм и правил;
  2. для сточных вод – как суммарный объем потребленной холодной и горячей воды;
  3. для газа и электрической энергии – расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств; для отопления – по установленной в Правилах формуле.

5. Человек, курящий в подъезде жилого дома, находящегося в ведении Управляющей компании, не несет никакой административной или уголовной ответственности за свои действия?

В соответствии с Законодательством, человек курящий в общественных местах несёт административную ответственность.

6. Значит, курение в подъезде жилого дома, находящегося в ведении Управляющей компании не запрещено никакими законами и другими документами РФ? Это так?

Документ, на который ссылается автор утратил силу. Но даже если бы он действовал, то курение на лестничной клетке не влекло бы административную ответственность, т.к. статья КоАП, на которую ссылается автор, предусматривает ответственность за ПОРЧУ жилых домов, помещений, порчу оборудования, самовольное переоборудование домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению.

7. Каким образом можно запретить курение в подъезде жилого дома?

Запрет, не подкрепленный санкцией за его нарушение, носит чисто психологический характер. В принципе собрание жильцов может принять такое решение, но без каких-либо юридических санкций.

8. Может ли гражданин, проживающий в жилом многоквартирном доме (наниматель, арендатор или собственник жилого помещения), являться стороной договора энергоснабжения (договора с теплоснабжающей или водоснабжающей организацией) и распространяется ли на такого гражданина (потребителя) положение п. 1 ст. 540 ГК РФ?

1. Прежде всего необходимо определить правила, по которым нормы §6 "Энергоснабжение" гл. 30 ГК РФ применяются к отношениям, связанным со снабжением теплом и водой Эти правила предусмотрены ст. 548 ГК РФ, согласно которой нормы §6 применяются к снабжению теплом через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ — ст. 3 ГК РФ), а к снабжению водой — и в том случае, когда иное не вытекает из существа обязательства. Следовательно, законами и иными правовыми актами о тепло- и водоснабжении могут быть установлены любые исключения из правил ГК РФ об энергоснабжении, в том числе по структуре договорных связей.

2. По смыслу ст. 539 ГК РФ термины "абонент" и "потребитель" — синонимы. В законодательстве же (см., например, Федеральный закон от 14 апреля 1995 г №41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации") под потребителем понимается субъект, который пользуется электроэнергией или теплом, а под снабжающей организацией —организация, продающая потребителям соответствующий ресурс. Жилищно-эксплуатационные организации в указанном смысле потребителями не являются, так как они не используют электроэнергию и тепло, полученные от энергоснабжающей организации (за исключением освещения и отопления помещений, в которых размещены). Следовательно, исходя из смысла действующего законодательства об энерго- и теплоснабжении нельзя говорить о жилищно-эксплуатационных организациях как о снабжающих организациях. В этом случае речь может идти об оказании ими потребителям-гражданам возмездных услуг снабжающей организации по передаче электроэнергии и тепла по присоединенным сетям, находящимся на её балансе, по регулируемым в соответствии с законом тарифам.

По-иному в законодательстве решен вопрос в отношении водоснабжения. В соответствии с п. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г № 167, абонентом является юридическое лицо, имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившее с организацией водопроводно-канализационного хозяйства договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод. К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры, организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано управление жилищным фондом. Таким образом, в отношении водоснабжения в полном соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ предусмотрена иная структура договорных связей: снабжающая организация—жилищная организация, на балансе которой находится соответствующая сеть, присоединенная к водопроводно-канализационному хозяйству снабжающей организации, или товарищество собственников жилья; жилищная организация или товарищество собственников жилья—наниматель или собственник жилого помещения в многоквартирном доме. Следовательно, законодательством о водоснабжении прямо предусмотрено, что снабжающая организация должна заключить договор снабжения водой не с гражданином-потребителем, а с жилищной организацией или товариществом собственников жилья.

Пункт 2 ст. 548 ГК РФ не конкретизирует, о каком водоснабжении идет речь о снабжении холодной или горячей водой либо и той и другой. Исходя из ст. 455 ГК РФ товаром является вещь определенного наименования. С точки зрения Кодекса любая вода является вещью — и холодная, и горячая, отличается она только качественными характеристиками. Поэтому п. 2 ст. 548 распространяется на снабжение и холодной, и горячей водой (далее под термином "вода" понимается холодная и горячая вода) и, следовательно, правила водоснабжения, установившие иную структуру договорных связей, применяются к снабжению не только холодной, но и горячей водой.

3. Принимая во внимание требования п. 1 ст. 539 ГК РФ и последующих статьей §6 гл. 30, установивших для граждан-потребителей исключения из правил п. 1 ст. 539, гражданин может быть стороной договора энергоснабжения со снабжающей организацией. Так, п. 2 ст. 543 предусматривает, что в случае, когда абонентом по договору выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается не на гражданина (абонента), а на энергоснабжающую организацию (а с учетом распространения указанных правил на тепло- и водоснабжение — на организации, снабжающие указанными ресурсами), если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В частности, ГК РФ и Жилищный кодекс РСФСР обязанность по ремонту и техническому обслуживанию соответствующих сетей возлагают на наймодателя по договорам социального найма жилого помещения и найма жилого помещения.

Что же касается режима потребления, то гражданин, использующий энергию (воду, тепло) для бытового потребления, вправе потреблять ее в необходимом ему количестве.

9. Может ли жилищная организация (компания, управляющая эксплуатацией жилого дома) выполнять функции теплоснабжающей организации для гражданина (нанимателя, арендатора или собственника жилого помещения), арендатора или собственника нежилого помещения? Какие положения договора теплоснабжения должны быть включены в договор найма или технического обслуживания жилого помещения? Распространяется ли на жилищную организацию требование п. 2 ст. 543 ГК РФ? Каким образом должны возмещаться затраты на установку и техническое обслуживание домовых и квартирных приборов учета потребления тепла и воды, а также распределителей тепла?

1. На теплоснабжение распространяются правила §6 гл. 30 ГК РФ, так как специальное законодательство о теплоснабжении, действующее на территории Российской Федерации, не предусматривает иного. Следовательно, по действующему законодательству договор теплоснабжения должен заключаться теплоснабжающей организацией с гражданином-нанимателем или собственником жилого помещения. Исключение из этого правила на основании п. 1 ст. 548 ГК РФ может быть установлено законом или иными правовыми актами. Если такие исключения будут предусмотрены, то та организация, на которую эти нормативные акты возложат соответствующие функции, и будет выступать в качестве снабжающей для нанимателя или собственника жилого помещения.

2. Ни договор найма, ни договор технического обслуживания по действующему законодательству не регулируют отношения, связанные со снабжением электричеством, водой, газом и теплом. Договоры снабжения указанными ресурсами являются разновидностью договора купли-продажи (п. 5 ст. 454 ГК РФ). По договору найма жилого помещения наймодатель обязан оказывать коммунальные услуги (ст. 676 ГК РФ, ст. 50 Жилищного кодекса РСФСР). Снабжение же нанимателя (собственника жилого помещения) электричеством и иными ресурсами не является по ГК РФ услугой. По этой же причине снабжение не является и техническим обслуживанием, так как техническое обслуживание включает одновременно проведение работ, например ремонта, и оказание услуг. Поэтому по ГК РФ договор на техническое обслуживание — это смешанный договор (п. 3 ст. 431 ГК РФ).

Таким образом, с теплоснабжающей организацией (в качестве которой, возможно, будет выступать жилищная организация) гражданин-наниматель, собственник может заключить либо договор на снабжение соответствующими ресурсами, либо смешанный договор, содержащий элементы договоров найма жилого помещения и снабжения или договоров технического обслуживания жилого помещения и снабжения.

Согласно п. 2 и 3 ст. 421 ГК РФ стороны по своему усмотрению определяют, какой договор им заключать, т.е. выбор одного из указанных выше вариантов оформления договорных отношений осуществляется сторонами по обоюдному соглашению.

3. В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия соглашения (договора) о теплоснабжении определяются по соглашению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Так, согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ любой договор должен содержать существенные условия: условия о предмете (применительно к теплоснабжению — о товаре — п. 3 ст. 455 ГК РФ); условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Некоторые нормы об условиях, которые должны или могут определяться договором энергоснабжения, содержатся в ст. 542, 544, 546 ГК РФ.

4. По действующему законодательству жилищная организация, являющаяся наймодателем по договору социального найма, обязана обеспечивать надлежащее состояние санитарно-технического и иного оборудования.

По договору найма жилого помещения обязанность наймодателя по оказанию коммунальных услуг сформулирована в общем виде, без конкретизации, какие именно коммунальные услуги согласно Общероссийскому классификатору услуг населению должны оказываться именно наймодателем. Статья же 543 ГК РФ возлагает обязанность по обеспечению надлежащего состояния квартирных приборов учета тепла на снабжающую, а не на жилищную организацию.

5. Вопрос о том, каким способом должны возмещаться затраты на установку квартирных приборов учета, не является правовым. Финансирование же установки этих приборов должно осуществляться за счет собственника жилого помещения: если это жилое помещение является государственным или муниципальным, то за счет соответствующего бюджета, а если частным (принадлежит юридическому лицу или гражданину), то за счет собственника.

Что же касается технического обслуживания, то плата за него должна предусматриваться соответствующим договором между обслуживающей организацией и организацией, осуществляющей эксплуатацию дома.

10. Может ли гражданин, проживающий в квартире жилого многоквартирного здания, считать, что между ним и теплоснабжающей организацией заключен договор на отопление его квартиры, если он не имеет текста публичного договора отопления, не подписывал его, не извещен о своих обязанностях как стороны договора энергоснабжения? Должен ли такой гражданин оплачивать коммунальную услугу по отоплению помещения, внося деньги на счет теплоснабжающей организации?

Согласно ст. 158 ГК РФ сделки (применительно к договору на теплоснабжение) совершаются в устной или письменной форме (простой или нотариальной). Договор считается заключенным, т.е. порождает права и обязанности сторон, в момент получения лицом, сделавшим предложение, согласия другой стороны на его принятие в надлежащей форме (ст. 432, 433 ГК РФ).

На основании п. 1 ст. 159 ГК РФ сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная форма, может быть совершена устно. Пункт 1 ст. 540 ГК РФ, специально посвященный порядку заключения договора энергоснабжения с гражданином и применяемый на основании п. 1 ст. 548 ГК РФ к договору теплоснабжения, не предусматривает письменной формы договора. В нем установлено, что договор с гражданином, использующим энергию для бытового потребления (отопления), считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Пункт же 2 ст. 158 ГК РФ предусматривает, что сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку. Таким образом, договор снабжения гражданина электрической, тепловой энергией, водой и газом заключается путем конклюдентных действий, а не составления единого документа, подписываемого сторонами.

В связи с тем что договор снабжения электроэнергией, теплом, газом и водой считается заключенным с момента первого фактического подключения гражданина к соответствующей сети, то права и обязанности сторон возникают именно с этого момента. Поэтому гражданин обязан платить за теплоснабжение с момента своего первого фактического подключения к тепловой сети.

11. Если для установки и/или обслуживания счетчиков тепла и воды (домовых и квартирных), распределителей тепла привлекается специализированная организация, предоставляющая такие услуги, то должна ли она заключать договор с жилищной организацией или с каждым гражданином в многоквартирном жилом здании? Если счетчики тепла и воды не являются собственностью специализированной организации (установлены за счет сметы строительства), то может ли договором предусматриваться ее обязанность заменять счетчики после окончания сроков их службы без дополнительной оплаты этой услуги абонентами?

Действующее законодательство по-разному определяет обязанности наймодателя по договорам социального найма жилого помещения и найма жилого помещения (коммерческого найма). По договору найма жилого помещения наймодатель обязан предоставлять (или обеспечивать предоставление) нанимателю за плату необходимые коммунальные услуги (ст. 676 ГК РФ). В качестве наймодателя выступает собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо.

Наймодателем жилых помещений государственного или муниципального фонда является уполномоченная собственником соответствующего фонда организация — ЖЭК, ЖКО, служба единого заказчика и т.п., а в других разновидностях жилого фонда, как правило,— собственник жилого помещения (хотя не исключено, что собственник ведомственного частного жилого фонда не сам будет оказывать коммунальные услуги, а уполномочит на это коммунальную организацию).

По ст. 676 ГК РФ наймодатель сам выступает в качестве исполнителя, оказывающего коммунальные услуги, либо обеспечивает оказание этих услуг другими коммунальными организациями путем заключения с ними договора. Возможен и третий вариант: одни услуги оказываются наймодателем, а другие — иными коммунальными организациями. Следовательно, установка счетчиков и их обслуживание должны производиться либо самим наймодателем (уполномоченной им организацией), либо специализированной организацией по договору с наймодателем (уполномоченной организацией).

Если собственники жилья в этом доме не создали товарищество собственников жилья, то ЖЭК, ЖКО и другие организации, не являясь наймодателями, сохраняют обязанность по обеспечению их коммунальными услугами.

Если же собственники создали товарищество собственников жилья, то эксплуатация дома осуществляется этим товариществом, и тогда ответ на вопрос, с кем специализированная организация должна заключать договор, будет зависеть от того, как определены в уставе полномочия товарищества. В этом случае возможны три варианта: если товарищество не уполномочено на заключение соответствующих договоров, то договор должен заключаться с каждым гражданином, если товарищество уполномочено, то с товариществом; если уполномочена обслуживающая товарищество по договору организация, то с ней. Нормы статьи 676 ГК РФ согласно п. 3 ст. 672 ГК РФ не распространяются на обязанности наймодателя по договору социального найма жилого помещения. Наймодателями по этому договору выступают организации, уполномоченные собственником жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда.

Обязанности наймодателя по этому договору определены Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР и Типовым договором найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. №415, и императивно исчерпывающе сформулированы путем перечисления конкретных обязанностей. Согласно соответственно п. 16 и п. 6 наймодатель обязан:

  • систематически производить осмотр жилых домов и жилых помещений, профилактическое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования;
  • своевременно производить капитальный и текущий ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу сантехнического и иного оборудования;
  • своевременно проводить подготовку жилых домов, сантехнического и иного оборудования к эксплуатации в зимних условиях.


Таким образом, на основании указанных нормативных актов наймодатель не обязан осуществлять установку приборов учета или обеспечивать ее. Однако согласно ст. 40 Жилищного кодекса РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным, т.е. обладать определенными удобствами (электроснабжением, водопроводом, отоплением, канализацией и др.) применительно к условиям данного населенного пункта. Естественно, что эта благоустроенность должна поддерживаться наймодателем.

Следовательно, наймодатель должен обеспечить благоустроенность жилого помещения, и если для этого в соответствии с установленными правилами потребуется установка и обслуживание приборов учета, то установить или обеспечить их установку путем заключения договора со специализированной организацией.

12. Должен ли гражданин, пользующийся услугами горячего водоснабжения, оплачивать два ресурса по договорам теплоснабжения и водоснабжения с двумя поставщиками — собственно воду (холодную, куб. м) и тепло (Гкал), использованное на ее нагрев, или должен быть установлен тариф на горячую воду, являющийся суммой тарифа на холодную воду (руб./куб. м) и доли тарифа на тепло (руб./Гкал)?

Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 утвержден постановлением Госстандарта России от 28 июля 1993 г. № 163 и введен в действие с 1 января 1994 г. Он является нормативным актом, обязательным для применения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Согласно ст. 4 Федерального закона от 22 декабря 1995 г. "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до приведения нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ГК РФ они применяются в части, не противоречащей Кодексу.

В разделе 04 Классификатора "Жилищно-коммунальные услуги" предусмотрено предоставление услуг водоснабжения (без горячей воды) — код 042201 и горячего водоснабжения — код 042402. По ГК РФ обеспечение населения холодной и горячей водой осуществляется не по договору возмездного оказания услуг (гл. 37), а по договору снабжения через присоединенную сеть, который является разновидностью договора купли-продажи. Предметом этого договора (товаром) является холодная и горячая вода (ст. 455 ГК РФ). Следовательно, на основании ст. 483 ГК РФ цена должна быть определена отдельно на холодную и на горячую воду. Услуг по нагреву воды Классификатор не предусматривает, поэтому отдельно плата за нагрев взиматься не должна.

13. Какой правовой статус должен иметь документ, предусматривающий введение дифференцированных (в зависимости от величины потребления) тарифов на тепло и воду? Может ли сумма платежей граждан за коммунальные услуги превышать размер платы жилищной организации по договорам с тепло- и водоснабжающей организациями?

Регулирование тарифов на электроэнергию и тепло осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 11 февраля 1999 г. В соответствии со ст. 5 Закона Правительство РФ устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют вопросы государственного регулирования указанных тарифов для всех энергоснабжающих организаций (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления), исходя из принципов, предусмотренных этим Законом, и основ ценообразования, определенных Правительством РФ. Правительство РФ 4 февраля 1997 г. приняло постановление № 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию".

Следовательно, для того чтобы ввести прогрессивную шкалу тарифов в зависимости от величины потребления электроэнергии и тепла, необходимо изменить принципы и основы ценообразования, установленные указанными нормативными актами. Исключение составляют тарифы на электроэнергию и тепло, отпускаемые для муниципальных предприятий. Эти тарифы и основы их расчета определяются органами местного самоуправления. Аналогично решается и вопрос о тарифах на воду (холодную и горячую).

14. Может ли тепло- или водоснабжающая организация в договоре с жилищной организацией устанавливать какие-либо ограничения (лимиты) потребления ресурса в жилом многоквартирном здании, где потребителями являются граждане, каждый из которых в соответствии с п. 3 ст. 541 ГК РФ может использовать ресурсы "в необходимом... количестве", т.е. без ограничений?

На основании ст. 421 п. 2 ГК РФ субъекты гражданского права свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий. В соответствии с п. 4 той же статьи условия договора определяются по усмотрению сторон. Следовательно, определение в договоре тепло- или водоснабжающей организации с жилищной организацией лимита потребления соответствующего ресурса полностью зависит от усмотрения обеих сторон. Навязывать подобное условие снабжающая организация не имеет права, так как, во-первых, в большинстве случаев соответствующие снабжающие организации занимают доминирующее положение на рынке, во-вторых, усмотрение сторон по определению условий договора возможно лишь в случае, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами, в-третьих, неисполнение жилищной организацией условия о лимите потребления не должно отражаться на правах гражданина-потребителя.

15. Какой правовой статус должны иметь Порядок оплаты коммунальных услуг по показаниям счетчиков тепла и воды в жилых зданиях и Порядок предоставления услуг по установке и обслуживанию счетчиков тепла, воды и распределителей тепла в жилых зданиях в условиях, когда тарифы на коммунальные услуги регулируются органами местного самоуправления?

Термин "порядок оплаты" определяет, как должна осуществляться оплата тепла, холодной и горячей воды — наличными деньгами или в безналичном порядке, по каким платежным документам; путем предварительного внесения платы, аванса или за уже оказанные услуги и др. Таким образом, термином "порядок оплаты" определяется, как абонент должен исполнять свою договорную обязанность по оплате. Следовательно, Порядок оплаты как нормативный акт устанавливает правила, касающиеся исполнения гражданско-правовых договорных обязательств. Согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство является исключительной компетенцией Российской Федерации. Ни субъекты Российской Федерации, ни органы местного самоуправления не имеют права принимать нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с исполнением гражданско-правовых договоров.

Договоры на снабжение электрической энергией, теплом, водой и газом по смыслу ст. 426 ГК РФ являются публичными договорами. В со

Контакты
Диспетчер
8 (812) 292 - 01 - 14 (Круглосуточно)
Бухгалтерский отдел
8 (812) 292-01-61 (ул. Пушкинская, д.38)
8 (812) 292-01-84 (п. Ленсоветовский, д.15)
Административный отдел
8 (812) 292-01-84 (п. Ленсоветовский д. 15)
8 (812) 292-01-14 (ул. Пушкинская, д.38)
8 (813) 713- 97-37 (ул. Рощинская 17б)
Круглосуточная горячая линия
8 (812) 292 - 01 - 23

© 2018. Все права защищены. ООО "УК "Единый Город"

An internal server error occurred.